Как самооценка влияет на поиск работы. Самооценка. Уровень самооценки.

0
130
самооценка

Два маркетолога с аналогичным опытом работы Лиза и Даша в поисках работы.

Даша, рассматривает предложение от 80 т.р спокойно относится к отказам работодателей объясняя тем, что “Для этой компании не достаточно было навыков” продолжает поиск дальше.

Лиза, рассматривает предложение от 50 т.р с трудом верит, что найдет. На отказ работодателей говорит “Что со мной не так?” “Я плохой специалист, у меня ничего не получается…”
Проходит месяц оба кандидата Даша и Лиза находят работу на те цифры, которые сами себе поставили.

Пример показывает, что самооценка складывается из мыслей, ощущений, которые мы испытываем по отношению к себе.

Самооценка – это уровень понимания человеком самого себя, своих положительных и отрицательных качеств.

Из нашего примера мы видим, что два человека по-разному себя оценили свои способности, навыки, достижения. Даша делает акцент больше на обстоятельства (для той компании) и не затрагивает в принципе свою личность. Возможно, для этой компании её навыков было недостаточно и она спокойно ищет дальше.

Лиза же делает вселенский масштаб “что со мной не так?” и негативно отзывается о своем опыте.

Еще пример: Анастасия в поисках работы на должность юриста, не имеет опыта работы выпускник. Рассматривает предложение от 120 т.р. на рынке труда средняя з-п молодого специалиста от 35 т.р.

Проходит месяц кандидат не находит работу, объясняя тем, что на рынке нет предложений, а если есть, то не соответствуют условиям.

Перед нами три примера людей с разным уровнем самооценки. Давайте посмотрим более детально уровни самооценки.

самооценка

1. Здоровая самооценка, наша Даша.

Человек, который адекватно воспринимает свои возможности и оценивает перспективы. Знает свои зоны роста. Планирует свою жизнь, исходя из своих возможностей.

Спокойно реагирует на критику со стороны, если что-то важное возьмет на заметку. Или может не реагировать, если считает, что это не относится к личности. Работа ей приносит удовольствие.

Умеет организовать свой день так, чтобы хватало время на себя, семью, отдых. Бережно относится к своему здоровью. Чувством вины себя не грызет, ошибки осознает и идет дальше.

самооценка

2. Заниженная самооценка, наша Лиза.

У человека нет четкого образа самого себя. Очень сложно ответить на вопрос “кто я”? Такие люди боятся сделать, что-то неправильно. Работа не приносит чаще всего удовольствие. Загружают сами себя сверх задачами. Лишь бы угодить другим коллегам, руководителю. (Но при этом объективные данные у человека хорошие, есть потенциал, но из-за неадекватного восприятия своих качеств они не дают себе возможности реализоваться).

Сомневаются в себе постоянно, стараются понравиться окружающим. Сомнения мешают отстаивать свою точку зрения и интересы. Во всех неудачных ситуациях винят только себя. Стремятся избежать нового опыта, т.к заведомо верят, что не справятся. Уделяют внимание своим ошибкам, а не развитию сильных сторон.

Такие люди отказываются от высоких целей, даже боятся мечтать, тем самым упускают возможность применить свои способности и задатки.

Завышенная самооценка3. Завышенная самооценка, наша Анастасия.

Человек видит только свои плюсы и достоинства не замечает минусов. Большое убеждение, что нравится другим. Близких друзей у таких людей мало, даже родственники стараются меньше взаимодействовать с ними, поэтому чаще они проводят время в одиночестве. Отсутствует привычка просить прощения даже если виноваты. Во всех неудачах винят окружающих. Терпеть не могут критику. 

Перед нами три разных человека с самооценкой своей личности.  Видим наглядно, что самооценка играет важную роль в отношениях с другими людьми, в развитии и влияет на все сферы жизни. 

Наша самооценка связана с одной из значимых потребностей человека – с потребностью в самореализации и найти свое призвание.

Кто или что влияет на формирование самооценки?

  1. Семья, родители, близкое окружение.

Мы начинаем осознавать себя как личность еще ребенком, когда начинаем сравнивать с другими – тут и начинается оценка себя. Если родители показывают, что любовь к ребенку проявляют без всяких условий. Тогда ребенок вырастет с адекватным пониманием самооценки. Если у ребенка складывается понимание, что его любят за оценки, награды, внешность, то и во взрослом возрасте складывается понимание, что любовь нужно заслужить. Родители в своих высказываниях по поводу достижений, успехов ребенка тоже должны быть осторожны: “как ты могла по биологии получить “3”- это очень интересный легкий предмет. Сестра твоя за пять лет не одной тройки не получила”. “Мы столько денег потратили на гимнастику, а ты третье место не можешь занять”. Родители сами того не замечая закладывают ребенку установки: ты глупый, ты недостойный и т.д. И конечно во взрослом возрасте человек может себя также оценивать. Как наша Лиза, не верит в свои способности, достижения.

2. Социальное окружение – школа.

Ребенок уже приходит в школу с определенным восприятием самого себя. В зависимости от того, как он себя воспринимает, ребенок начинает вести себя тем или иным образом. По мнению Л.С. Выготского, самооценка начинает складываться в 7 лет как устойчивое отношение к себе. В этом возрасте ребенок идет в школу и у него начинается новая полоса в жизни. В школе ему необходимо ставить цели для достижения результатов в учебе, а для этого ему надо научиться оценивать свои возможности. Это период для ребенка, когда его самооценка может изменяться. Потому что на ее формирование начинают влиять: учителя, одноклассники, оценки. В этот период ребенок оценивает свои способности, поведение, возможности.

3. Руководство.

Значительную роль в формировании самооценки играет и руководство, с которым мы взаимодействовали. Как оценивалась работа, задачи и конечно принципы корпоративной культуры. По мнению Л.С. Выготского, самооценка начинает складываться в 7 лет как устойчивое отношение к себе. В этом возрасте ребенок идет в школу и у него начинается новая полоса в жизни. В школе ему необходимо ставить цели для достижения результатов в учебе, а для этого ему надо научиться оценивать свои возможности. Это период для ребенка, когда его самооценка может изменяться. Потому что на ее формирование начинают влиять: учителя, одноклассники, оценки. В этот период ребенок оценивает свои способности, поведение, возможности.

Самостоятельно работать над самооценкой не эффективно. Рекомендации типа нужно ценить себя, баловать, хвалить и т.д. не действуют или только на пару дней дальше все пойдет по кругу. Нужно искать причину, осознать, проработать, тогда и самоценность в глазах вырастет.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here