Этический кодекс психолога

Этический кодекс предоставляет собой документ регулирующий деятельность психолого-консультантов . Он носит рекомендательный характер и не является законодательным документом. В ситуации, когда этический кодекс и закон вступают а конфликт, психолог ориентируется на действующее законодательство.

0
179
Этический кодекс психолога
Этический кодекс психолога

Этический кодекс психолога

Психологспециалист, занимающийся изучением вопросов психологического состояния человека, процессы его адаптации к окружающей среде и особенности поведенческих реакций с целью оказания психологической помощи, поддержки и сопровождения.

Клиенты в процессе беседы рассказывают психологу свои тайны, обсуждаются деликатные вопросы, касающиеся личной жизни, что накладывает ответственность на психолога. В интересах клиентов, квалифицированный психолог обязан соблюдать этический кодекс специалиста.

В основу этических принципов работы психолога положены общепринятые нормы морали и этики. Настоящий профессионал в области психологии обязан соблюдать принципы этического кодекса.

ПРИНЦИП КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

1. Психолог обязан не допустить разглашения информации, полученной им о клиенте в процессе проведения консультирования, тренингов и других работ с клиентом.

Психолог имеет право нарушить принцип конфиденциальности без согласия клиента только в случаях, предусмотренных законом, а также если это направлено на :

– обеспечение необходимой профессиональной помощи клиентам;

– проведение необходимых профессиональных консультаций.

2. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами, она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента.

3. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми.

4. При необходимости присутствия во время диагностики, консультации, тренингах или других психологических мероприятиях третьих лиц (супервизоры, начальство, проверяющие и контролирующие инстанции, телевидение и другое), не имеющих непосредственное отношение к мероприятию, психолог должен проинформировать об этом клиента и получить согласие на присутствие .

«Информация о клиенте, которая к психологу попала – у него и пропала»

ПРИНЦИП КОМПЕТЕНТНОСТИ

1. Для предоставления качественной и высококвалифицированной психологической помощи психологу необходимо постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, знакомиться с последними достижениями в области психологии.
Психолог может начать осуществлять профессиональную деятельность в новых областях или использовать новые методики только после их изучения, прохождения обучения, супервизорства и(или) консультирования у компетентных в этих областях или методиках специалистов.

2. В своей работе психолог обязан применять только надежные и проверенные методы изучения психических свойств, качеств и состояний личности.

3. Психолог обязан четко определять границы собственной компетентности и учитывать их при работе с клиентами.

Психолог должен отдавать себе отчет в том, что его личные проблемы могут влиять на эффективность профессиональной деятельности, поэтому не работает в тех областях, в которых личные проблемы могут отразиться на клиентах и нанести им какой-либо вред.

Психолог обязан делать все возможное для распознавания на как можно более ранних этапах формирования и(или) наличия своих собственных проблем, которые могут явиться препятствием в осуществлении квалифицированной и эффективной профессиональной деятельности.

Если при обращении клиента психолог понял, что проблема обращения перекликается с его собственной и вызывает эмоциональный отклик, то психолог обязан отказать клиенту и направить его к другому специалисту.

4. Психолог самостоятельно выбирает процедуру и методы обследования. При необходимости психолог консультируется с экспертом в соответствующей области.

Если психолог понял, что применяемые им методики противопоказаны клиенту или не смогут ему помочь, то психолог обязан информировать об этом клиента и порекомендовать ему другого специалиста или подходящие методики.

ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ

1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед обществом, в котором он работает и живет.

Для повышения благополучия жизни людей и общества психологу необходимо заниматься популяризацией психологических знаний всеми легальными и доступными для него способами.

При этом психолог должен осознавать свою профессиональную ответственность за свои высказывания на психологические темы. Во время публичных выступлений психолог не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности

2. Проводя свою профессиональную деятельность, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует полученную информацию и свои профессиональные знания им во вред.

3. Психолог не бросает клиента.

Психолог прекращает свое вмешательство, когда становится ясно, что клиент не нуждается больше в его услугах и/или дальнейшая работа не приносит результата, а ее продолжение может нанести вред клиенту.

Перед прекращением работы с клиентом психолог выясняет актуальное состояние клиента и проводит соответствующую подготовку по прекращению работы или предпринимает усилия по передаче клиента другим специалистам.

4. Психолог старается не допускать возникновения неформальных отношений с клиентами

В ситуациях, когда психолог не может избежать внепрофессиональных отношений с клиентами, он должен быть особенно осторожен и внимателен и учитывать силу своего влияния.

Психолог должен стремиться избегать внепрофессиональных контактов с клиентами в ситуациях, способных нанести им вред.

Если же в силу обстоятельств психолог не может предотвратить вред от внепрофессиональных отношений, то проблема должна решаться, исходя из интересов клиента, и в полном соответствии с этическим кодексом.

5. Психолог не вступает в сексуальные отношения с клиентами, стажерами или супервизируемыми.

Психолог не берет к себе в качестве клиентов тех, с кем находился или находится в сексуальных отношениях.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

1. Сохранение конфиденциальности:

– психолог охраняет права на конфиденциальность всех клиентов, с которыми им пришлось работать.

2. Разглашение информации:

– психолог раскрывает конфиденциальную информацию без согласия клиента только в случаях, предусмотренных законом, а также если это направлено на обеспечение необходимой помощи клиенту, проведение необходимых профессиональных консультаций и на защиту клиентов;

– психолог может разглашать конфиденциальную информацию при наличии соответствующего разрешения от клиента;

– при консультации с коллегами, психолог не должен делиться конфиденциальной информацией, которая могла бы привести к идентификации клиента.

3. Защита записей и данных:

– психолог должен быть заранее готов к защите конфиденциальной информации на случай потери своей работоспособности или смерти, а также изъятия или кражи записей и данных.

ПРОЦЕДУРНЫЕ НОРМЫ

1. Информирование клиента:

– при установлении профессиональных отношений между психологом и клиентом необходимо как можно раньше обсудить то, что будет происходить во время сессии(ий), как будет соблюдаться конфиденциальность и как будут решаться финансовые вопросы.

2. Осознанное согласие:

– психолог должен получить осознанное согласие на консультирование, пользуясь понятным для участников консультирования языком;

– в случаях, когда клиент не может дать официальное согласие, психолог получает осознанное разрешение от тех, кто несет за клиента ответственность в соответствии в законом.

3. Прерывание помощи:

– в случае неожиданного прекращения своих услуг (болезнь, потеря работоспособности, переезд, финансовые ограничения) психолог планирует возможность продолжения работы с клиентами, о чем заранее уведомляет клиента.

6. Окончание профессиональных отношений:

– психолог не бросает своих клиентов;

– психолог прекращает свое вмешательство, когда становится ясно, что клиент не нуждается больше в его услугах и/или дальнейшая работа не приносит результата, а ее продолжение может нанести вред клиенту;

– перед прекращением терапии психолог выясняет актуальное состояние клиента и проводит соответствующую подготовку по прекращению работы или предпринимает усилия по передаче клиента другим специалистам.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

1. Внепрофессиональные отношения с клиентом:

– в ситуации, когда психолог не может избежать внепрофессиональных отношений с клиентами, они должны быть особенно осторожны и внимательны, и учитывать силу своего влияния;

– психолог должен стремиться избегать внепрофессиональных контактов с клиентом в ситуации, способной нанести вред клиенту.

2. Сексуальные отношения:

– психолог уважает сексуальную неприкосновенность всех людей и не допускает ее нарушения;

– психолог не вступает в сексуальные отношения с клиентами, студентами и супервизируемыми;

– психолог не берет к себе в качестве клиентов тех, с кем находились в сексуальных отношениях.

Текст данной публикации скопирован из Интернета.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here