Благодаря рыночным отношениям в экономики, компании федерального масштаба уходят от традиционной схемы управления: кадровое администрирование, бессистемное обучение и хаотичный подбор. Современный подход ориентирован на создание системного подхода к управлению сотрудниками и разработке определенной базы.
Комплексная система управления персонала включает в себя:
-
Иерархическую структуру компании.
-
Развитие основных ценностей компании.
-
Служба управления персоналом.
Для понятной системы взаимосвязей «сотрудник — подчиненный» и прозрачной деятельности всех структурных единиц руководство выстраивает иерархическую структуру. При построении иерархии необходимо обозначить ответственность руководящего состава и должностные обязанности каждого сотрудника.
Развитие основных ценностей компании.
Ценности — это правила компании, которых придерживается каждый сотрудник. Принятые правила объединяют персонал и позволяют чувствовать себя значимым в достижение общего успеха компании.
-
Ценности в системе управления не требуют постоянного контроля персонала.
-
Сотрудники при принятии решений действуют на основании принятых правил.
-
Ценности создают атмосферу, которая способна раскрыть потенциал каждого сотрудника.
Миссия IKEA – создавать хорошо продуманные продукты по низким ценам. Общее количество сотрудников – 155 000 человек. Ключевые ценности компании: скромность и сила воли; лидер – образец для подражания; иметь смелость отличаться от других; быть членом команды и проявлять энтузиазм; экономность; постоянное стремление к совершенствованию; ответственность за свои действия. В качестве личного ориентира каждый сотрудник должен выбрать одну ценность.
Миссия Starbucks – насыщать не только самих гостей, но и создавать им хорошее настроение. Крупная сеть кофеен, в общей сложности в ней работает 182 000 человек. Ценности компании: Создавать комфортную деловую обстановку и относиться друг к другу с уважением и достоинством. Считать многообразие одним из важнейших компонентов бизнеса. Применять высочайшие требования к качеству исходного сырья, процессам обжарки и приготовления кофе. Доставлять клиентам удовольствие с каждой чашкой кофе. Оказывать положительное влияние на общество и окружающую среду. Всегда помнить, что прибыльность — это залог нашего будущего успеха. Главное для Starbucks — качественный продукт.
Успешная Российская юридическая компания КСК в развитии системы управления сотрудниками выделяет миссию и основные принципы.
Служба управления персоналом.
Современная Hr-модель разрабатывается под потребности компании, часто встречаемые направления в системе управления персоналом:
- Подбор персонала (рекрутер, менеджер по персоналу). Подбор сотрудников в соответствие требованиям компании, автоматизация процесса подбора.
- Оформление и учет кадров (специалист по делопроизводству, специалист по кадрам). Оформление сотрудников в компании согласно ТК РФ (прием, увольнение, перемещение).
- Разработка и адаптация методов мотивации (специалист по мотивации, менеджер по заработной плате). Мониторинг заработных плат, разработка и внедрение системы мотивации.
- Отдел маркетинга (специалист по маркетингу, hr маркетолог): формирование и развитие кадрового резерва, планирование потребности в персонале, анализ и организация рекламы по привлечению персонала, взаимосвязь с внешними источниками обеспечивающими сотрудниками компанию, развитие корпоративной культуры.Например, уже многие компании переходят на свободный график, т.к главный тред современности баланс между работой и отдыхом. В компании BI Group успешно действует проект по поддержанию здорового образа жизни. В результате увеличилась производительность и вовлеченность сотрудников.
- Отдел оценки персонала (специалист по оценки сотрудников, менеджер по оценке и разработке компетенций): организация и проведение оценки по результатам адаптации, разработка документов и проведение оценки (аттестации) подведение итогов.Например, в ГК «Мегаполис» внедрили свою систему компетенций и оценки персонала, которая позволяет измерять потенциал сотрудников.
- Отдел развития (менеджер по обучению, тренинг-менеджер). Разработка и адаптация программы обучения по запросу, по плану и т.д. Разработка дистанционной системы обучения.
- Отдел коммуникаций (специалист/менеджер по коммуникациям). Разработка портала для внутренних коммуникаций, с целью избежания информационного вакуума.
Список рекомендуемой литературы по управлению персоналом:
Кибанов А. Основы управления персоналом.
Бухалков М. Управление персоналом.
Дятлов В. Управление персоналом.
Семенов А. Основы менеджмента.